Курс лекций по истории искусства

Непосредственная съемка Стиглица заложила основы для формирования американской школы фотоискусства. По иронии судьбы, именно Стиглиц, под влиянием Стейхена, стал поборником абстрактного искусства, противостоявшим реализму городской видовой живописи «школы мусорного ящика» (см. стр. 428—429), при том, что эта живопись, на первый взгляд, нередко по содержанию и по внешним признакам схожа с его собственными фотографиями. Но это сходство обманчиво. Для Стиг- лица фотография была не столько средством фиксации вещей, сколько выражением его жизненного опыта, его мировоззрения — в этом отношении его позиция была близка к подходу художника. Воплощением такого подхода стала серия работ Стиглица «Эквиваленты». В 1922 году он начал снимать облака, чтобы продемонстрировать независимость своего творчества как от сюжета, так и от личности. Готическая живопись. Витраж - Зарождение витража в романскую эпоху. Технико-технологическая специфика искусства витража. Предпосылки его широчайшего распространения в готическом искусстве - в конструкции храмов, в самой природе готической архитектуры. Витраж как синтетическое выражение важнейших духовных, эстетических и стилистических особенностей готической эпохи. Фундаментальная роль и смысл света, его божественной природы, в витражной живописи. Закономерности восприятия. Распространение витража, эволюция стиля.

505. Алфред Стиглиц. Эквивалент. 1930 г. Хлоридный фотоотпечаток. Художественный институт, Чикаго. Собр. Алфреда Стиглица

506. Эдвард Вестон. Перец. 1930 г. Центр творческой фотографии, Таксон, Аризона

Удивительно поэтический снимок облака, сделанный в 1930 году (илл. 505), соответствует состоянию души, жаждущей полноты выражения, а не просто реагирующей на залитую лунным светом сцену. Обращение к мотиву облаков так же старо, как и сам романтизм, но до Стиглица никто не делал их темой фотосюжета. Как и в работе Кейебира «Волшебный кристалл» (см. илл. 413), здесь выявлены невидимые силы, позволяющие сопоставить «Эквиваленты» с «Эскизом I для "Композиции VII"» Кандинского (см. илл. 420).


На главную